Scripta manent
Прочитал много разного о писательском мастерстве за последний год, систематизирую, что показалось наиболее толковым, а заодно и список бесполезных, "пустых" книг подобрал.
1. Первичная мотивация.
Для тех, кто давно задумывался "а не начать ли мне писать" и все как-то не находил время/вдохновение/уверенность/и тд, чтобы все-таки начать.
Эти книги позволяют поверить в себя, разработать свою творческую жилу и вдохновить на начало:
- Джулия Кэмерон "Путь художника": 12-недельный тренинг
- Джулия Кэмерон "Право писать": примерно то же, что и "путь художника", но уже с конкретикой для тех, кто хочет реализоваться именно как автор текстов
- Юрген Вольф "Литературный мастер-класс": как творили великие и наши современники (в том числе и трудности, с которыми они сталкивались в самом начале)
2. Конкретные приемы и работа с разными жанрами
В эту категорию я подобрал работы, в которых концентрация полезных советов просто зашкаливает.
- Юрген Вольф "Школа литературного мастерства": полезная конкретика по построению сюжета, проработке персонажей, подбору материала и тд
- Александр Гордон Смит "52 способа написать бестселлер": полезно тем, что даются конкретные советы, причем не только по работе с художественными текстами, но и поэзией и нон-фикшеном
- Роберт Макки "История на миллион долларов": больше теория сценарного искусства, но помогает выстроить в голове основы работы с логическими отрывками - сценами, актами, частями и тд
- Интернет-ресурсы, посвященные определенным методикам и (самое важное!) жанрам:
litkniga.ru/ (самый полезный)
school-of-inspiration.ru/ (тут больше про советы авторам, которые хотят уже опубликовать книгу: через издателя или самостоятельно)
3. Борьба с "писательским блоком", отсутствием вдохновения и прокрустинацией
С недостатком мотивации уже в процессе работы над текстом сталкиваются очень многие авторы. И советы в стиле "Как мотивировать себя что-то делать? - Никак! Сидите и дальше в жопе!" - это не советы. Рекомендую тем, кто испытывает такие проблемы, но все-таки не хочет "сидеть в жопе".
- Мередит Маран "Зачем мы пишем": 20 умеренно популярных в США современных авторов (которых вы, скорее всего, узнаете разве что через экранизации их произведений) делятся своими реальными историями о том, что сподвигло их писать, что помогает им двигаться дальше, в каких условиях они работают, какие темы выбирают и тд. Позволяет не только понять, но и прочувствовать на уровне базальных ядер, что универсальных советов нет и каждый пишет по-своему. Но чей-то стиль наверняка будет близок вашему - тут советы-то и пригодятся.
- Хиллари Реттиг "Писать профессионально": на самом деле называется в оригинале "7 способов борьбы с творческой прокрустинацией". Очень вдохновляет + помогает избавиться от давних комплексов и "прочистить дымоход". Полезна также студентам и аспирантам, зависших в написании дипломных и кандидатских работ!
Что показалось бесполезным:
Сюда я отнес книги, которые купил в силу любопытства и дочитал в силу принципа. Они могут представлять художественную ценность, но полезных советов там почти нет.
Концентрация пользы в них крайне мала.
- Юрий Никитин "Как стать писателем". Книга отлично показывает, какие же самовлюбленные мудаки порой эти известные авторы. Полезных советов на всю книгу ровно два, и их можно совершенно бесплатно и без траты времени найти на ресурсе litkniga.ru (наряду еще с кучей других приемов, которые у Никитина даже не упомянуты).
- Рэй Брэдбери "Дзен в написании книг". Книга может быть интересна разве что поклонникам Брэдбери. Толковых советов там нет. Есть совершенно базовые, которые есть в любой из перечисленных мной выше полезных книг.
- Стивен Кинг "Как писать книги". Ровно то же самое. Кинг просто рассказывает свою биографию. Совершенно не факт, что вам подойдет его стиль работы. Чтобы ознакомиться с разными подходами, можно прочитать на одном дыхании ту же Маран (см.п.3). Тратить время на одного Кинга - только если вы фанат. Я, например, нет.
- Энн Ламотт "Птица за птицей". Книга об алкоголичке, угнетаемой с самого детства. Советов нет вообще. Только похвальба, как она такая молодец заменила алкоголь творчеством. Ну, молодец, да. Но исповедь алкоголички не поможет вам развить писательские навыки, к сожалению.
- Алекс Корнелл "Опять творческий кризис?". Набор страниц (на каждой - по 1-2 абзацу текста), похоже немного на "Подслушано". Совершенно капитанские советы. Пустая трата времени и денег.
- Джеймс Н. Фрэй "Как написать гениальный роман". Эту книгу можно читать, когда за плечами хотя бы одна прочитанная книга Юргена Вольфа. Советы дельные, конечно, есть (но эти советы вы найдете и у Вольфа, например, и у Смита), но при этом еще получите отличную антимотивацию на тему "писать книги - рабский труд", "неопубликованный автор - вообще не автор, а никто" и тд. Мне кажется, это скорее отвратит начинающего автора от написания чего-либо, чем поможет ему реализовать задуманное.
1. Первичная мотивация.
Для тех, кто давно задумывался "а не начать ли мне писать" и все как-то не находил время/вдохновение/уверенность/и тд, чтобы все-таки начать.
Эти книги позволяют поверить в себя, разработать свою творческую жилу и вдохновить на начало:
- Джулия Кэмерон "Путь художника": 12-недельный тренинг
- Джулия Кэмерон "Право писать": примерно то же, что и "путь художника", но уже с конкретикой для тех, кто хочет реализоваться именно как автор текстов
- Юрген Вольф "Литературный мастер-класс": как творили великие и наши современники (в том числе и трудности, с которыми они сталкивались в самом начале)
2. Конкретные приемы и работа с разными жанрами
В эту категорию я подобрал работы, в которых концентрация полезных советов просто зашкаливает.
- Юрген Вольф "Школа литературного мастерства": полезная конкретика по построению сюжета, проработке персонажей, подбору материала и тд
- Александр Гордон Смит "52 способа написать бестселлер": полезно тем, что даются конкретные советы, причем не только по работе с художественными текстами, но и поэзией и нон-фикшеном
- Роберт Макки "История на миллион долларов": больше теория сценарного искусства, но помогает выстроить в голове основы работы с логическими отрывками - сценами, актами, частями и тд
- Интернет-ресурсы, посвященные определенным методикам и (самое важное!) жанрам:
litkniga.ru/ (самый полезный)
school-of-inspiration.ru/ (тут больше про советы авторам, которые хотят уже опубликовать книгу: через издателя или самостоятельно)
3. Борьба с "писательским блоком", отсутствием вдохновения и прокрустинацией
С недостатком мотивации уже в процессе работы над текстом сталкиваются очень многие авторы. И советы в стиле "Как мотивировать себя что-то делать? - Никак! Сидите и дальше в жопе!" - это не советы. Рекомендую тем, кто испытывает такие проблемы, но все-таки не хочет "сидеть в жопе".
- Мередит Маран "Зачем мы пишем": 20 умеренно популярных в США современных авторов (которых вы, скорее всего, узнаете разве что через экранизации их произведений) делятся своими реальными историями о том, что сподвигло их писать, что помогает им двигаться дальше, в каких условиях они работают, какие темы выбирают и тд. Позволяет не только понять, но и прочувствовать на уровне базальных ядер, что универсальных советов нет и каждый пишет по-своему. Но чей-то стиль наверняка будет близок вашему - тут советы-то и пригодятся.
- Хиллари Реттиг "Писать профессионально": на самом деле называется в оригинале "7 способов борьбы с творческой прокрустинацией". Очень вдохновляет + помогает избавиться от давних комплексов и "прочистить дымоход". Полезна также студентам и аспирантам, зависших в написании дипломных и кандидатских работ!
Что показалось бесполезным:
Сюда я отнес книги, которые купил в силу любопытства и дочитал в силу принципа. Они могут представлять художественную ценность, но полезных советов там почти нет.
Концентрация пользы в них крайне мала.
- Юрий Никитин "Как стать писателем". Книга отлично показывает, какие же самовлюбленные мудаки порой эти известные авторы. Полезных советов на всю книгу ровно два, и их можно совершенно бесплатно и без траты времени найти на ресурсе litkniga.ru (наряду еще с кучей других приемов, которые у Никитина даже не упомянуты).
- Рэй Брэдбери "Дзен в написании книг". Книга может быть интересна разве что поклонникам Брэдбери. Толковых советов там нет. Есть совершенно базовые, которые есть в любой из перечисленных мной выше полезных книг.
- Стивен Кинг "Как писать книги". Ровно то же самое. Кинг просто рассказывает свою биографию. Совершенно не факт, что вам подойдет его стиль работы. Чтобы ознакомиться с разными подходами, можно прочитать на одном дыхании ту же Маран (см.п.3). Тратить время на одного Кинга - только если вы фанат. Я, например, нет.
- Энн Ламотт "Птица за птицей". Книга об алкоголичке, угнетаемой с самого детства. Советов нет вообще. Только похвальба, как она такая молодец заменила алкоголь творчеством. Ну, молодец, да. Но исповедь алкоголички не поможет вам развить писательские навыки, к сожалению.
- Алекс Корнелл "Опять творческий кризис?". Набор страниц (на каждой - по 1-2 абзацу текста), похоже немного на "Подслушано". Совершенно капитанские советы. Пустая трата времени и денег.
- Джеймс Н. Фрэй "Как написать гениальный роман". Эту книгу можно читать, когда за плечами хотя бы одна прочитанная книга Юргена Вольфа. Советы дельные, конечно, есть (но эти советы вы найдете и у Вольфа, например, и у Смита), но при этом еще получите отличную антимотивацию на тему "писать книги - рабский труд", "неопубликованный автор - вообще не автор, а никто" и тд. Мне кажется, это скорее отвратит начинающего автора от написания чего-либо, чем поможет ему реализовать задуманное.
- Стивен Кинг "Как писать книги". Ровно то же самое. Кинг просто рассказывает свою биографию. Совершенно не факт, что вам подойдет его стиль работы. Чтобы ознакомиться с разными подходами, можно прочитать на одном дыхании ту же Маран (см.п.3). Тратить время на одного Кинга - только если вы фанат. Я, например, нет.
Подпишусь под каждым словом.
Джеймс Н. Фрэй "Как написать гениальный роман". Эту книгу можно читать, когда за плечами хотя бы одна прочитанная книга Юргена Вольфа. Советы дельные, конечно, есть (но эти советы вы найдете и у Вольфа, например, и у Смита), но при этом еще получите отличную антимотивацию на тему "писать книги - рабский труд"
А вот тут не соглашусь. Правда, ещё не читала "гениальный роман", только "гениальный детектив", но почерпнула для себя много полезного.
А во-вторых, писать книги — действительно каторжный труд, "это генерал на себе проверял". И неопубликованный автор — действительно не писатель, а только автор текста, пусть даже и хорошего текста. Писатель — тот, кого читают и просят ещё.
А вот "Детектив"-то как раз хорошая, не добавил в этот список лишь потому, что помогает работать с конкретным жанром)
"Гениальный роман" был его первой работой в жанре наставничества, и, увы, не самым удачным. Там из полезного только про диалоги, пожалуй - но это можно почерпнуть и у других авторов. Еще у него есть опять же жанровая и очень актуальная книга "How to wirte a damn good thriller" (как написать гениальный триллер), но у нас ее так и не перевели. Я почитаю начало и потом могут тебе дать уже свое мнение.
Вообще, по конкретным жанрам (а мне интересны не очень многие из них) очень много литературы на английском, на русском же выпускают "общую теорию", без деления по жанрам.
А во-вторых, писать книги — действительно каторжный труд, "это генерал на себе проверял".
У всех по-разному. Как раз если почитать Мередит Маран, то есть истории и про тех, кому написание историй дается значительно легче, без ощущения тяготы и эмоционального истощения. Например, тот же Брэдбери) А вот у Кинга - примерно по твоему сценарию, может быть, чуток полегче. Все люди разные, поэтому заранее вешать на начинающего автора какие-то ярлыки и пугать тем, что ему, возможно, вообще не грозит - это очень глупо.
И неопубликованный автор — действительно не писатель, а только автор текста, пусть даже и хорошего текста. Писатель — тот, кого читают и просят ещё.
Это только твое мнение ) И оно, в общем-то, довольно снобистское.
На мой взгляд, писатель - это человек, который своими текстами зарабатывает себе на жизнь. И для этого, как ты понимаешь, совсем не обязательно публиковаться через издательство. Например, есть забавный чувак, который сидит в парке и за 5 долларов пишет человеку короткую историю про него.
Стало быть, большинство классиков, начиная аж с Гомера, — ни разу не писатели? Они ж не зарабатывали текстами.
Хорошо, давай заменим слово "опубликованный" на слово "читаемый". Публиковаться ведь не обязательно в издательстве. Можно в инете или как-нибудь ещё. А можно и вообще не печататься при жизни, как уже упомянутый Гомер, но при этом быть востребованным читателями (или слушателями).
Вот с этим определением я согласен, оно более точное. И примеров ему масса, в том числе и более свежих - тот же "Моби Дик" стал классикой уже после смерти автора, ну а случай с Кафкой - совершенно печальный случай.
Из свежих примеров: Энди Вейер, программист, написавший "Марсианина". Он предлагал свою рукопись в несколько издательств и нескольким агентам, получил везде отказы - и стал выкладывать в сеть главу за главой совершенно бесплатно. Круг читателей ширился, и кто-то из них предложил ему уже опубликовать работу на Амазоне. Там книга взлетела в топы, и он заключил контракт на экранизацию до того, как договорился о публикации книги через издательство.
При этом Вейер "стал" писателем еще до того, как начал выкладывать свою книгу в сеть - а тогда, когда начал писать ее. Книгу ждал оглушительный успех, но он об этом и не подозревал. Он уже был писателем тогда. Поэтому я против формулировок, что "пока ты не" - то "ты не можешь считаться". Истории Кафки, Гомера, Мелвилла и еще многих авторов это подтверждают.
Но ведь они действительно НЕ считались.
То, интересен ли твой текст другим людям, можно понять только тогда, когда его прочтут эти другие. Именно другие — не родственники и приятели, а совершенно посторонние и потому объективные люди. А до этого ты можешь сколько угодно сам себя именовать писателем, но выглядит это, в лучшем случае, наивно, а в худшем — просто смешно.
Кстати, частично могу согласиться, что в наше время вопрос оплаты может быть критерием. Но только именно может. Потому что много тех же интернет-авторов, которых читают, но не оплачивают их труд. И, наверное, не меньше всяких, с позволения сказать, копирайтеров или даже журналистов, которым что-то платят за тюканье по клавишам, но писателями они от этого не становятся.
Я вот, например, ни разу не писатель, хотя зарабатываю на жизнь именно созданием текстов.
Фрэй мне наоборот очень понравился, так чётко всё разложено по полочкам.
Пока я, к сожалению, нахожусь на стадии "хочу ли я что-то написать, или поиграть в игрушку, или почитать, или чего-нибудь ещё". Боюсь, сомнения подобного рода ни одна книга не решит
Могу добавить в копилку хороших ресурсов сообщество mi-pishem.livejournal.com/ Очень добрая, светлая, вдохновляющая атмосфера.
Это все снобизм и глупости.
Есть авторы - но это общее понятие всех "творцов". Авторы - это и архитекторы, и художники, и поэты, и скульпторы, и журналисты, да еще можно найти кучу профессий. Писатель - это разновидность автора. Вот и все.
По твоей логике, художник, архитектор и тд - становятся все, кого "общественность признала". Но это же глупо. Главное - что человек творит, а признать общественность может и годы спустя. И от этого пресловутый "автор" не становится менее писателем, поэтом, скульпотором, пока он жив.
Viel_AsIs, сообщество mi-pishem.livejournal.com/
Сообщества намеренно не брал, таких, на самом деле, немало, в том числе и в ВК. Про "мы пишем" знаю, читал у них всякое полезное. Хороший способ найти поддержку, особенно начинающим авторам.