Scripta manent
А обещания нужно выполнять.
Выполняю.
Итак, о влиянии информации на реальную жизнь. Случай, опять-таки, из реальной практики фрау Шутценбергер, видного швейцарского семейного психотерапевта, дальней последовательницы идей Юнга.
В психодраматической группе несколько лет тому назад одна дама сказала:
- Я беспокоюсь: моя внучка тяжело болеет астмой, боюсь, как бы она не умерла.
- Почему?
- Потому что моя старшая дочь тоже более... Моя старшая сестра умерла... Мать потеряла старшую сестру... Бабушка потеряла старшего брата... Вот уже во многих поколениях нашей семьи старший ребенок умирает в детстве.
И добавляет:
- Я хочу остановить это, но не могу! Я говорила об этом с нашим врачом, и он тоже очень беспокоится за дочь.
Я прошу ее подробнее рассказать об истории своей семьи, и, в ходе разговора мы изображаем на доске ее психогенеалогию, геносоциограмму.
Мы работаем с ней над тем, что происходит в течение нескольких поколений, и терпеливо ищем выдающиеся события в жизни прапрабабушек и прапрадедушек, поднимаясь все выше во времени — Третья республика, империя, революция (получается семь — восемь поколений за два века).
Это земледельцы, перемещались они мало. Крестьяне Савойи во время революции прятали у себя священника, после террора тот вышел из укрытия. Он их отблагодарил — благословил, сказав: «Да будет старший ребенок в каждом поколении вашим хранителем».
С тех пор вот уже два века старший ребенок в каждом поколении становится как бы «небесным ангелом» и охраняет их покой.
И эта женщина с тоской переживала смерть детей в каждом поколении как своего рода необъяснимое проклятие семьи.
Любая система зависит от своей экосистемы. Я стала размышлять о контексте и о референтных рамках этой семьи в те времена и сейчас.
Я долго говорила с этой дамой и объяснила, что все можно понимать иначе, что есть разница между благословением и проклятием, что фразу: «Старший ребенок в каждом поколении будет вашим хранителем», можно истолковать по-разному в зависимости от используемой референтной рамки. Следовательно, если вдруг дочь стала бы врачом или медсестрой, она могла бы заботиться о матери, когда та станет старой или заболеет. Заботиться о семье можно по-разному... Либо лечить (врач, медсестра, фармацевт), либо быть полезным членом общества, помощником (булочник, земледелец, жандарм, нотариус, банкир... кюре, монахиня, психотерапевт...).
Итак, мы поместили фразу и предсказание в другую смысловую рамку.
С тех пор что-то изменилось в ее видении, в жизни, и малышка поправилась. Десять лет спустя она по-прежнему жива и хорошо себя чувствует. Впервые со времен революции старший ребенок в этой семье не умирает.
Повторение событий в каждом поколении вот уже две сотни лет — как такое возможно? Почему? Что происходит? Где это записывается в семейное и персональное бессознательное? Как осуществляется передача! Что это — разновидность энграммы? Какой в этом смысл?
Как прервать цепь?
Почему и как слово (терапевтическое) ее останавливает?
Контекст, как и жизнь, видны, их можно прочесть, интерпретировать в определенном контексте, в заданных рамках. Можно что-то взять из одного контекста и перенести в другой контекст или рамку, и та же фраза будет освещаться по-иному, можно изменить рамки события — проклятия, и оно станет благословением.
Размышляя над чем-либо, меняя контекст определенных явлений или событий, мы меняем информационное пространство - ведь если изменяется один элемент системы, изменяется и вся система. Возможно, не сразу и незаметно, но изменяется. На этом основан метод системных семейных расстановок Берта Хеллингера: для того, чтобы прояснить ситуацию в определенной информационной системе, например, в семье, достаточно личного присутствия одного из "элементов" - как в рассмотренном выше случае.
Выполняю.
Итак, о влиянии информации на реальную жизнь. Случай, опять-таки, из реальной практики фрау Шутценбергер, видного швейцарского семейного психотерапевта, дальней последовательницы идей Юнга.
В психодраматической группе несколько лет тому назад одна дама сказала:
- Я беспокоюсь: моя внучка тяжело болеет астмой, боюсь, как бы она не умерла.
- Почему?
- Потому что моя старшая дочь тоже более... Моя старшая сестра умерла... Мать потеряла старшую сестру... Бабушка потеряла старшего брата... Вот уже во многих поколениях нашей семьи старший ребенок умирает в детстве.
И добавляет:
- Я хочу остановить это, но не могу! Я говорила об этом с нашим врачом, и он тоже очень беспокоится за дочь.
Я прошу ее подробнее рассказать об истории своей семьи, и, в ходе разговора мы изображаем на доске ее психогенеалогию, геносоциограмму.
Мы работаем с ней над тем, что происходит в течение нескольких поколений, и терпеливо ищем выдающиеся события в жизни прапрабабушек и прапрадедушек, поднимаясь все выше во времени — Третья республика, империя, революция (получается семь — восемь поколений за два века).
Это земледельцы, перемещались они мало. Крестьяне Савойи во время революции прятали у себя священника, после террора тот вышел из укрытия. Он их отблагодарил — благословил, сказав: «Да будет старший ребенок в каждом поколении вашим хранителем».
С тех пор вот уже два века старший ребенок в каждом поколении становится как бы «небесным ангелом» и охраняет их покой.
И эта женщина с тоской переживала смерть детей в каждом поколении как своего рода необъяснимое проклятие семьи.
Любая система зависит от своей экосистемы. Я стала размышлять о контексте и о референтных рамках этой семьи в те времена и сейчас.
Я долго говорила с этой дамой и объяснила, что все можно понимать иначе, что есть разница между благословением и проклятием, что фразу: «Старший ребенок в каждом поколении будет вашим хранителем», можно истолковать по-разному в зависимости от используемой референтной рамки. Следовательно, если вдруг дочь стала бы врачом или медсестрой, она могла бы заботиться о матери, когда та станет старой или заболеет. Заботиться о семье можно по-разному... Либо лечить (врач, медсестра, фармацевт), либо быть полезным членом общества, помощником (булочник, земледелец, жандарм, нотариус, банкир... кюре, монахиня, психотерапевт...).
Итак, мы поместили фразу и предсказание в другую смысловую рамку.
С тех пор что-то изменилось в ее видении, в жизни, и малышка поправилась. Десять лет спустя она по-прежнему жива и хорошо себя чувствует. Впервые со времен революции старший ребенок в этой семье не умирает.
Повторение событий в каждом поколении вот уже две сотни лет — как такое возможно? Почему? Что происходит? Где это записывается в семейное и персональное бессознательное? Как осуществляется передача! Что это — разновидность энграммы? Какой в этом смысл?
Как прервать цепь?
Почему и как слово (терапевтическое) ее останавливает?
Контекст, как и жизнь, видны, их можно прочесть, интерпретировать в определенном контексте, в заданных рамках. Можно что-то взять из одного контекста и перенести в другой контекст или рамку, и та же фраза будет освещаться по-иному, можно изменить рамки события — проклятия, и оно станет благословением.
Размышляя над чем-либо, меняя контекст определенных явлений или событий, мы меняем информационное пространство - ведь если изменяется один элемент системы, изменяется и вся система. Возможно, не сразу и незаметно, но изменяется. На этом основан метод системных семейных расстановок Берта Хеллингера: для того, чтобы прояснить ситуацию в определенной информационной системе, например, в семье, достаточно личного присутствия одного из "элементов" - как в рассмотренном выше случае.
А вообще - еще историй о практике этой фрау нет? Интересно.
что значит - может?
Ну ты же читала выше. Существующую информацию человек переосмысливает и превращает совершенно в иную.
Конечно, есть, у нее вся книга - на примерах из практики построена.
Вот еще пример:
Чтобы закончить это обозрение моих трансгенерационных исследований, расскажу о своем открытии значимой весомости слов, если можно так выразиться, в культуре, отличной от нашей.
Я работала с семьями, их историей, с генеалогическими деревьями в других странах, помимо Франции, — в странах Ближнего Востока, в Тунисе.
Я хотела бы рассказать историю одной арабской семьи, где было множество дочерей: Джамиля, Айша, Лейла, Ориана, Яс-мина. И вот рождается шестая дочь, отец называет ее Делендой. На следующий год появляется сын Мухамед, затем второй сын Али. Все это происходит в районе Карфагена.
Я много раз встречала подобную конфигурацию — в семье одна за другой рождаются дочери, а после Деленды — первый сын после множества девочек.
Что означает Деленда? Это не арабское имя, а латинское слово. Оно является частью призыва древнеримского сенатора и писателя Катона: «Delenda Carthago est» («Карфаген должен быть разрушен»),
И вот уже две тысячи лет в окрестностях Карфагена, когда крестьянин или горожанин уже «больше не могут выносить» рождения многочисленных дочерей, они в гневе называют Делендой последнюю новорожденную, и девичьему роду приходит конец. Ни с Делендой, ни с другими дочерьми ничего плохого не случается. Но девочки перестают рождаться и появляются мальчики.
Эта традиция в здешних краях продолжается две тысячи лет. Случайность? Объяснения нет. Можно было бы сказать: все это предрассудки. Но как действует предрассудок, чтобы предопределить пол ребенка? Сила слова? Но как «сила слова» влияет на генетику? Если отец скажет: «Лишь бы родился мальчик!» или «Я хочу сына!» — это не действует.
Нужно, чтобы отец разозлился, чтобы он был вне себя после рождения множества дочерей — при рождении пятой, шестой, а то и седьмой дочери. Нужно, чтобы он назвал ее Делендой, и тогда родится сын. Это происходит в семьях неграмотных людей, которые слыхом не слыхивали о пунических войнах, — так говорят и делают две тысячи лет во всем Магрибе.