Scripta manent
Нашел интересную запись на Лит-Эре от Дарьи Зарубиной (соавтор Ника Перумова, альтернативная история с вкраплениями магии "Верное слово").
Она пишет о разных стилях работы в соавторстве. На мой взгляд, чрезвычайно познавательно.
Вот ссылка на запись.
Она пишет о разных стилях работы в соавторстве. На мой взгляд, чрезвычайно познавательно.
Вот ссылка на запись.
Наш нежно любимый препод Виталий Бабенко, бывший долгое время старостой семинара Стругацких, рассказывал, что Стругацкие сначала проговаривали идею, по ходу записывая основные вехи, а потом вслух же начинали сочинять сцены. Тот, кто в данный момент был ближе к машинке, садился и печатал. И дальше всё это вместе же читалось, обсуждалось и правилось.
На семинаре у Бабенко мы писали роман большой толпой, и было это так: придумали каждый своего персонажа, свели их в общую ситуацию, примерно выстроили сюжет, после чего разделили сцены, и каждый писал своё. Там, где герои соприкасались, либо отдавали сцену кому-то одному, либо сочиняли вместе, как Стругацкие, либо сначала писал один и передавал второму с пометками: вот тут мой перс сказал и сделал то-то, напиши, как ответил и как отреагировал твой.
Сам Бабенко совместно с Клугером, когда работали над своим книжным детективным сериалом, придумывали вкратце идею и потом пересылали её друг другу по почте, постепенно увеличивая в объёме: первый взял страницу, превратил в пять, отправил второму, второй этот текст превратил в десять страниц и так далее до готовности.
Мы со Змеем работаем так: сначала долго (иногда очень долго) обсуждаем идею, у нас это называется вытаптываем.
Ну, и есть ещё конечно самый известный способ, когда всю работу делает один человек, а на обложке ставится два имени.