Scripta manent
Теперь - несколько постулатов от Александра Гордона Смита.
Кому-то и они покажутся очевидными фактами, но для начинающих это разжевывание крайне полезно.
Трехактное построение сюжета
«Открывая книгу, мы начинаем читать с начала и заканчиваем в конце. Писать мы начинаем с середины и прокладываем дорогу куда придется» Вики Карп
читать дальше1) В каждой истории должно быть начало, событие-стартер, приводящее все в движение и нарушающее привычный образ жизни. Оно необходимо, чтобы разбудить ваших персонажей. Иначе говоря, завязка бросает им вызов.
2) Не надо приближать сценарий к реальной жизни. Результат: сценарий становится таким же небогатым на события и неорганизованным, как реальная жизнь. Более того, есть риск отдать предпочтение стилю в ущерб содержанию. Результат: усложненный, громоздкий сценарий, лишенный глубины.
3) Классическая трехактная структура срабатывала еще во времена Аристотеля: разбивка сценария на первый, второй и третий акты, которые потом распадаются на сцены.
4) Подумайте о том, как вы планируете завершить вашу историю, какой финальной кульминацией. Затем составьте план первого акта.
- Посмотрите, приводит ли он историю в действие?
- Появляется ли на сцене главный герой и готовы ли декорации?
- Ставится ли перед героем проблема, которую он должен решить?
- Видно ли из первого акта, о чем будет история?
При достаточной практике вы будете следовать структуре, даже не замечая этого.
5) Первый акт (который в среднем занимает четверть всего сценария) - это пространство, на котором вы выстраиваете декорации, выводите на сцену главных героев; показываете мир, в котором они существуют; объясняете, какую историю вы собираетесь рассказать.
6) В конце первого акта должна быть еще одна кульминация - что-то, что усиливает напряжение.
7) Второй акт (занимающий добрую половину сценария) - это основная часть сюжета. Его цель - продемонстрировать, как ваши персонажи реагируют на завязку, как движутся к цели.
8) Лучше всего разделить второй акт на две части: для поддержания интереса в середине второго акта главный герой обычно сталкивается с неудачей.
9) В конце второго акта наступает момент истины, вторая кульминация - персонажи сталкиваются с препятствием, которое грозит уничтожить их.
10) Третий акт (который занимает последнюю четверть сценария) должен включать мощную финальную кульминацию, момент, когда ваши персонажи сталкиваются с самым значительным препятствием.
Советы по созданию и сохранению интриги
читать дальше1) Лучший способ заинтересовать читателя заключается в том, чтобы ставить вопросы и не сразу отвечать на них.
2) Какие элементы сюжета могут породить вопросы, ответы на которые хочет получить читатель? Каждый такой вопрос отмечайте отдельно.
3) Карта, которую вы вручаете читателю, должна провести его через приключения, постоянно держащие в напряжении. Читателю нравится, когда его поддразнивают.
4) Важно чувствовать, что, прочтя книгу, он приобрел что-то, а не просто узнал развязку.
5) Поддерживайте напряжение умело - небольшой недосказанностью в каждой главе. Помните, каждая проблема или препятствие, с которыми сталкивается ваш персонаж, - это и есть вопрос, порождающий неопределенность.
6) Ставки должны повышаться на всем протяжении истории, нельзя позволять им упасть к развязке
7) Максимального напряжения и неопределенности можно достичь при условии, что читатель ясно представляет себе цели персонажа и трудности, которые ему придется преодолеть для их достижения.
8) Не рассказывай, а показывай. Показывая, вы даете читателю возможность проецировать его опыт на страницы книги; показывать - значит делиться, а это всегда хорошо.
Развитие персонажей и интрига:
читать дальше1) Герои должны меняться по мере развития сюжета: прибывая в точку Б, они становятся счастливее, несчастнее, богаче, беднее, они даже могут умереть.
2) Цели, которые ставит перед собой персонаж, и действия, которые он предпринимает для их достижения, определяют уровень неопределенности.
3) Схема: Проблема - Цель - Действия (направленные на достижение цели) - Кризис и неудача - Кульминация и перемены
4) В начале сюжета движущей силой персонажей являются их прошлые переживания, как физические, так и эмоциональные.
Побочные сюжетные линии:
читать дальше1) Второстепенные сюжетные линии не должны представлять собой неотъемлемую часть сюжета, так что, если вы решите их убрать, произведение не пострадает
2) В телевизионной драме, как правило, один побочный сюжет; в кинокартине - основной сюжет, побочный сюжет и две-три менее значительные сюжетные линии; в романе - несколько побочных сюжетов, развивающихся на разных уровнях.
3) Побочные сюжетные линии могут показаться вам излишними, но они играют важную роль в создании правдоподобной и увлекательной истории.
4) Разлинуйте большой лист бумаги и представьте вашу историю в виде линии, от которой отходят побочные сюжеты. Визуализируйте схему произведения, в т.ч. и временную. Сделайте набороск того, что будет происходить в том или ином эпизоде, сцена за сценой. Это не даст истории запутаться.
5) Задача дополнительных линий - питать основной сюжет, придавая ему глубину.
6) Первый способ - дополняющий; побочная линия перекликается с основной, подтверждая и дополняя то, что мы знаем о персонажах и их действиях.
7) Используйте побочный сюжет, чтобы добавить проблем главному герою и затруднить его продвижение к цели.
8) Все ваши персонажи должны иметь свою сюжетную линию.
9) Второй способ - второстепенные персонажи, действующие в побочных сюжетах, позволяют читателю рассмотреть главного героя и весь сюжет с разных точек зрения, придавая им глубину.
10) Третий способ - побочный сюжет может выступать в качестве завязки, удерживая внимание аудитории до тех пор, пока не начнется основная история.
11) Четвертый способ - побочный сюжет может противоречить основной истории, двигаясь против течения
Редактирование текста, правки
читать дальше1) Попробуйте написать ту же историю, но уложившись в сто слов или меньше
2) Если вы начнете редактировать работу во время творческого процесса, то начнете пробуксовывать. Сперва - твори (свободный поток), и уже потом - редактируй.
3) Писатели - те же моряки, которые всю жизнь проводят в океане: они так привыкают к качке, что ощущают ее, только когда ступают на твердую землю. Поэтому самому редактировать свою же рукопись сложно - глаз "замыливается". Вариант - дать законченной работе "полежать" в столе пару-тройку месяцев (отвыкнуть от качки) или дать почитать другому человеку.
4) Ни одна страсть в мире не сравнится со страстью править чью-то рукопись
5) Для второго варианта вам нужно найти читателя, которому вы доверяете, кого-то, кто не слишком близок вам (эмоциональная поддержка - это хорошо, но не поможет вам сделать книгу лучше), но достаточно близок, чтобы периодически читать ваши творения.
Кому-то и они покажутся очевидными фактами, но для начинающих это разжевывание крайне полезно.
Трехактное построение сюжета
«Открывая книгу, мы начинаем читать с начала и заканчиваем в конце. Писать мы начинаем с середины и прокладываем дорогу куда придется» Вики Карп
читать дальше1) В каждой истории должно быть начало, событие-стартер, приводящее все в движение и нарушающее привычный образ жизни. Оно необходимо, чтобы разбудить ваших персонажей. Иначе говоря, завязка бросает им вызов.
2) Не надо приближать сценарий к реальной жизни. Результат: сценарий становится таким же небогатым на события и неорганизованным, как реальная жизнь. Более того, есть риск отдать предпочтение стилю в ущерб содержанию. Результат: усложненный, громоздкий сценарий, лишенный глубины.
3) Классическая трехактная структура срабатывала еще во времена Аристотеля: разбивка сценария на первый, второй и третий акты, которые потом распадаются на сцены.
4) Подумайте о том, как вы планируете завершить вашу историю, какой финальной кульминацией. Затем составьте план первого акта.
- Посмотрите, приводит ли он историю в действие?
- Появляется ли на сцене главный герой и готовы ли декорации?
- Ставится ли перед героем проблема, которую он должен решить?
- Видно ли из первого акта, о чем будет история?
При достаточной практике вы будете следовать структуре, даже не замечая этого.
5) Первый акт (который в среднем занимает четверть всего сценария) - это пространство, на котором вы выстраиваете декорации, выводите на сцену главных героев; показываете мир, в котором они существуют; объясняете, какую историю вы собираетесь рассказать.
6) В конце первого акта должна быть еще одна кульминация - что-то, что усиливает напряжение.
7) Второй акт (занимающий добрую половину сценария) - это основная часть сюжета. Его цель - продемонстрировать, как ваши персонажи реагируют на завязку, как движутся к цели.
8) Лучше всего разделить второй акт на две части: для поддержания интереса в середине второго акта главный герой обычно сталкивается с неудачей.
9) В конце второго акта наступает момент истины, вторая кульминация - персонажи сталкиваются с препятствием, которое грозит уничтожить их.
10) Третий акт (который занимает последнюю четверть сценария) должен включать мощную финальную кульминацию, момент, когда ваши персонажи сталкиваются с самым значительным препятствием.
Советы по созданию и сохранению интриги
читать дальше1) Лучший способ заинтересовать читателя заключается в том, чтобы ставить вопросы и не сразу отвечать на них.
2) Какие элементы сюжета могут породить вопросы, ответы на которые хочет получить читатель? Каждый такой вопрос отмечайте отдельно.
3) Карта, которую вы вручаете читателю, должна провести его через приключения, постоянно держащие в напряжении. Читателю нравится, когда его поддразнивают.
4) Важно чувствовать, что, прочтя книгу, он приобрел что-то, а не просто узнал развязку.
5) Поддерживайте напряжение умело - небольшой недосказанностью в каждой главе. Помните, каждая проблема или препятствие, с которыми сталкивается ваш персонаж, - это и есть вопрос, порождающий неопределенность.
6) Ставки должны повышаться на всем протяжении истории, нельзя позволять им упасть к развязке
7) Максимального напряжения и неопределенности можно достичь при условии, что читатель ясно представляет себе цели персонажа и трудности, которые ему придется преодолеть для их достижения.
8) Не рассказывай, а показывай. Показывая, вы даете читателю возможность проецировать его опыт на страницы книги; показывать - значит делиться, а это всегда хорошо.
Развитие персонажей и интрига:
читать дальше1) Герои должны меняться по мере развития сюжета: прибывая в точку Б, они становятся счастливее, несчастнее, богаче, беднее, они даже могут умереть.
2) Цели, которые ставит перед собой персонаж, и действия, которые он предпринимает для их достижения, определяют уровень неопределенности.
3) Схема: Проблема - Цель - Действия (направленные на достижение цели) - Кризис и неудача - Кульминация и перемены
4) В начале сюжета движущей силой персонажей являются их прошлые переживания, как физические, так и эмоциональные.
Побочные сюжетные линии:
читать дальше1) Второстепенные сюжетные линии не должны представлять собой неотъемлемую часть сюжета, так что, если вы решите их убрать, произведение не пострадает
2) В телевизионной драме, как правило, один побочный сюжет; в кинокартине - основной сюжет, побочный сюжет и две-три менее значительные сюжетные линии; в романе - несколько побочных сюжетов, развивающихся на разных уровнях.
3) Побочные сюжетные линии могут показаться вам излишними, но они играют важную роль в создании правдоподобной и увлекательной истории.
4) Разлинуйте большой лист бумаги и представьте вашу историю в виде линии, от которой отходят побочные сюжеты. Визуализируйте схему произведения, в т.ч. и временную. Сделайте набороск того, что будет происходить в том или ином эпизоде, сцена за сценой. Это не даст истории запутаться.
5) Задача дополнительных линий - питать основной сюжет, придавая ему глубину.
6) Первый способ - дополняющий; побочная линия перекликается с основной, подтверждая и дополняя то, что мы знаем о персонажах и их действиях.
7) Используйте побочный сюжет, чтобы добавить проблем главному герою и затруднить его продвижение к цели.
8) Все ваши персонажи должны иметь свою сюжетную линию.
9) Второй способ - второстепенные персонажи, действующие в побочных сюжетах, позволяют читателю рассмотреть главного героя и весь сюжет с разных точек зрения, придавая им глубину.
10) Третий способ - побочный сюжет может выступать в качестве завязки, удерживая внимание аудитории до тех пор, пока не начнется основная история.
11) Четвертый способ - побочный сюжет может противоречить основной истории, двигаясь против течения
Редактирование текста, правки
читать дальше1) Попробуйте написать ту же историю, но уложившись в сто слов или меньше
2) Если вы начнете редактировать работу во время творческого процесса, то начнете пробуксовывать. Сперва - твори (свободный поток), и уже потом - редактируй.
3) Писатели - те же моряки, которые всю жизнь проводят в океане: они так привыкают к качке, что ощущают ее, только когда ступают на твердую землю. Поэтому самому редактировать свою же рукопись сложно - глаз "замыливается". Вариант - дать законченной работе "полежать" в столе пару-тройку месяцев (отвыкнуть от качки) или дать почитать другому человеку.
4) Ни одна страсть в мире не сравнится со страстью править чью-то рукопись
5) Для второго варианта вам нужно найти читателя, которому вы доверяете, кого-то, кто не слишком близок вам (эмоциональная поддержка - это хорошо, но не поможет вам сделать книгу лучше), но достаточно близок, чтобы периодически читать ваши творения.
@темы: словолепие
Посетите также мою страничку
gmcguire.digital.uic.edu/mediawiki/index.php?ti... открыть счет за рубежом белорусу
33490-+