• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
Записи с темой: словолепие (список заголовков)
13:57 

Back in da town

Scripta manent
Решил вернуться в дайрики. Надеюсь, более-менее полноценно.
На михей зашел - приятно, что знакомые лица все еще есть, но слишком много новичков.
Посему попробую графоманствовать здесь.
Начал потихоньку знакомиться с книгам Макки и Фрэя, Галь под рукой уже давно. Надо, надо все-таки завершить начатое давным-давно, хотя бы попытаться.
Просмотрел старые черновики - очень много "хвостов" и завязок, от совершенно разных историй.
Надумываю закончить хотя бы одну.
Так что периодически буду всплывать с зарисовками и схемами, милосердно спрятанными под "катом".
P.S. - Очень рад, что многие продолжают бывать в дайриках. Ребята, вы молодцы. Приятно снова вас увидеть.

@темы: словолепие, эх, хорошо с тобой, машенька

23:38 

Записки на манжетах. 01.

Scripta manent
Начну, пожалуй, выписывать полезные замечания, советы и некоторого рода тактики - нечто вроде конспекта.
Возможно, полезно и интересно будет не только мне.

Если вы хотите написать детектив, сначала нужно понять, почему люди их читают

@темы: чтиво, словолепие

16:19 

Записки на манжетах. 02.

Scripta manent
Архетипы vs. Стереотипы

Архетипическая история раскрывает универсальный опыт человека посредством уникальных средств выражения, соответствующих определенной культуре. Стереотипной истории, напротив, присуща скудость содержания и формы. Она не выходит за узкие рамки отдельных представлений и облачается в устаревшие одежды, лишенные своеобразия.

Пример:
В Испании некогда существовала традиция, по которой младшие дочери в семье должны были вступать в брак только после замужества старших. Фильм о семье XIX века, где показаны суровый отец, безропотная мать, незамужняя старшая дочь и страдающая младшая сестра, может растрогать тех, кто помнит этот обычай. Однако за пределами Испании он вряд ли вызовет чувство сопереживания.

Автор прибегает к помощи декораций, персонажей и действий, которые когда-то нравились зрителям. Однако использованные штампы оказались никому не интересными.

А ведь обычай безусловного послушания мог стать тем материалом, который принес бы автору успех, если бы он занялся поисками архетипического прообраза.

В чужом мире мы обнаруживаем самих себя, разглядев собственные черты глубоко внутри предлагаемых нам персонажей и возникающих конфликтов. Мы хотим оказаться в новом, захватывающем мире, занять место вроде бы совсем не похожего на нас человека и в глубине души найти с ним что-то общее.

@темы: словолепие

09:27 

Как сочинялся Айболит Корнея Чуковского

Scripta manent
Из серии "Вот как надобно писать!"



Что же мне было делать, когда, окрылив меня на недолгое время, внезапно прекращался тот нервный подъем, который некогда именовали вдохновением, и у меня не оставалось надежды, что он снова вернется ко мне?

Так произошло, например, с моей сказкой о целителе зверей Айболите, которую с давнего времени я хотел написать. Вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе - в высшей степени нелепо и некстати - во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под наваждением солнца, горячего ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились слова:

О, если я утону,
Если пойду я ко дну...


И т.д.

@темы: эх, хорошо с тобой, машенька, чтиво, словолепие

09:51 

В копилку полезных цитат (Александр Гордон Смит)

Scripta manent
— «Всякий раз вместо "очень" пишите "чертовски". Ваш редактор вычеркнет эти слова, и текст станет таким, каким нужно». Марк Твен

— Детали большей частью так малы, что задерживаются у вас в голове не более, чем на пару минут. У всего, что вы видите, есть своя история. Если вы не обладатель сверхъестественной памяти, не стоит полагаться на свой мозг - записывайте.

— Вычеркивайте наречия, в которых нет необходимости. Обуславливая глагол, они снижают его качественные характеристики.

— Прилагательные не всегда создают точный образ, картинку, которая может быть понятной читателю. Чаще они представляют собой перечень неясных характеристик. Нужно заставить абстрактные понятия звучать конкретно и реалистично. Конкретные образцы (через действия и существительные) дают возможность передать абстрактное понятие так, что оно вызовет эмоциональный отклик.

— Обилие метафор лишает текст искренности и превращает его в одно большое клише.

— В реальной речи постоянно присутствуют колебания, повторения, уклончивость.

@темы: словолепие, чтиво

01:31 

Эксперимент имени Дарьи Донцовой

Scripta manent
По понятным причинам, решил посмотреть, как ведущие авторы пишут свои книги. Начал с самого массового и "народного" (в смысле, пишущей для народа) автора - Дарьи Донцовой. Дама весьма плодовитая, пишет уже на протяжении почти двадцати лет по книге в месяц стабильно. Общее количество выпущенных книг (не считая кулинарных и автобиографических) - свыше двух сотен. Удивительная продуктивность, заслуживающая зависти!

Поверить в то, что она делает это все сама, ясное дело, очень сложно. Шутка ли - по книге ежемесячно выдавать.
И я решил проверить, насколько вообще реально то, что она говорит, экспериментальным способом.

Итак, вводные данные, которыми руководствуется сама писательница:
- писать исключительно от руки, на листах формата А4
- писать по 20 страниц в день
- отдавать на расшифровку машинистке, после получения печатной версии вносить правки
- таким образом выпускать по детективу в месяц
- ...
- PROFIT!

Подробное описание эксперимента и выводы

Вот такие дела!

@темы: эх, хорошо с тобой, машенька, чтиво, словолепие

09:56 

Особенности национального словолепия

Scripta manent
Читаю тут разные книги по развитию писательских навыков (что, в общем, легко заметить, если пролистать мои записи), и замечаю просто колоссальное различие в подходах зарубежных и отечественных писателей.

Очень много букв про отечественный и зарубежный подходы к писательскому мастерству

Поэтому, когда я читаю в книге (даже не в личном блоге!), допустим, Юрия Никитина фразу "Писатель должен писать без оглядки на тупое стадо, чем на самом деле является большинство читающих, лишь процентов десять от общего числа усваивают ваши мудрые мысли", моя рука непроизвольно делает facepalm.

Только полнейший мудак может так презрительно относиться к тем людям, которые его же и кормят. Тьфу на вас, советско-российские "элитарные" писатели.

@темы: словолепие

13:39 

О сексизме в литературе

Scripta manent
Продолжаю читать книгу Юрия Никитина "Как стать писателем"
небольшая сноска
Каждую главу спотыкаюсь о своеобразную авторскую манеру подачи информации. Но это не главное.
Нашел тут давеча чудесную фразу, цитирую:
"В литературе женщина - всего лишь функция! Функция произведения. Холодный профессиональный прием. Прием, позволяющий своего главного героя показать и с другой стороны. Ну, как добавочная лампа-подсветка.
Добавим в записную книжку или надпись на стену:
Женщина - всего лишь функция."


И это очень печально, потому что в 90% это правда. Когда автор относится вполне нормально к этой ситуации, обещает своим читателям (которые читают эту книгу, так как хотят стать писателями) горы денег и "баб-с", он даже не задумывается, ему даже в голову не приходит, что женщины тоже что-то могут. Например, писать книги и даже ставить вместо главных героев - героинь.

Хотелось в самом начале пошутить на тему плохих новостей для Анны Франк (что она всего лишь функция и вообще придаток ее же дневника), но как-то слишком скабрезно это звучит.

Ну и сразу понятно, что господа вроде Никитина всяких там Джейн Остин, Маргарет Митчелл, Кэтрин Стокетт (не говоря уже о Хелен Филдинг и старушке Кристи) не воспринимает как авторов "настоящих романов" с "живыми героями". Потому что женщина - это функция, а писать про функцию - удел математиков.

@темы: чтиво, словолепие

23:26 

Не всякий поймет, не каждый оценит

Scripta manent
Оладушке и Змеичу посвящается!


@темы: петросня, словолепие

13:37 

Конкретные рекомендации

Scripta manent
Сперва - немного мудрости от Никитина (это я без сарказма говорю, если что). Вещи базовые, но важные:

1) Не надо чрезмерно увлекаться шлифованием стиля и языка.
Объяснение простое: язык быстро устаревает. Да, мы еще можем читать Пушкина "в оригинале", но, допустим, Гомера - уже не можем. Волшебство произведений Шекспира до нас доносят переводчики, да и Повесть временных лет мы читаем адаптированную, равно как и сказки тоже переложенные на современный язык.
Но они все равно актуальны, так как содержат яркие, запоминающиеся образы. А вот язык, а равно и отточенный (или не отточенный) стиль не сохранились.
Собственно, поэтому лучше работать именно над содержанием, в первую очередь, а не над формой. В конце концов, лучшее - враг хорошего, и можно потратить вечность на шлифовку языка, пытаясь добиться совершенства.

2) Образы раскрываются через действие и предметы.
Описание должно идти через предметы и взаимодействия с ними, чтобы не ставить читателя перед свершившимся фактом "Ему было грустно", а помещать читателя в условия, вызывающие эти эмоции. Чувствовать их должен читатель, опираясь на описание, действие и тд ("Скупая слеза упала на лист тетради, чернила расплылись").
«Не рассказывайте мне, что светит луна; покажите мне отблеск ее света на разбитом стекле» А. Чехов

3) Не планировать сроки работы (пока не написано с десяток работ)
Частая проблема, кстати, далее - цитата Никитина:
"Еще до середины не доберешься, а в голову уже стучат три великолепнейших сюжета, четыре идеи и восемь удивительных тем. Но не бросать же эту вещь на полдороге? И так вот уже штук пять написанных наполовину и десять - начатых."
В процессе творчества постоянно рождаются в голове новые идеи, и завершить проект, над которым работаешь в данный момент, становится все сложнее и скучнее. Хочется быстрее заняться новым. Более того, когда в начале работы вдохновение прет, работается в одном темпе. А ближе к завершению работы, редактура, вычитки, переписывание фрагментов, вырезание лишнего - это уже совсем иной темп, и этот не самый увлекательный процесс может затянуться сильно. Поэтому планировать свою работу исходя из начальных этапов и не имея за плечами опыт написания нескольких произведений, неразумно - только настроение портить срывом поставленных, но, увы, нереалистичных "дэдлайнов".

@темы: чтиво, словолепие

14:14 

Полезная конкретика от зарубежных авторов

Scripta manent
Теперь - несколько постулатов от Александра Гордона Смита.
Кому-то и они покажутся очевидными фактами, но для начинающих это разжевывание крайне полезно.

Трехактное построение сюжета

«Открывая книгу, мы начинаем читать с начала и заканчиваем в конце. Писать мы начинаем с середины и прокладываем дорогу куда придется» Вики Карп

читать дальше


Советы по созданию и сохранению интриги

читать дальше

Развитие персонажей и интрига:

читать дальше


Побочные сюжетные линии:

читать дальше

Редактирование текста, правки

читать дальше

@темы: словолепие

13:09 

Субботний интенсив

Scripta manent
Записаться, штоле?

Курсы при издательстве АСТрель-СПБ, 4-часовой онлайн-интенсив
Стоит недорого, но получается, что вся суббота - насмарку)

master-teksta.timepad.ru/event/168130/


@темы: словолепие

12:27 

Полезное в копилку

Scripta manent
Интересные советы от детской писательницы Кати Матюшкиной. Автор хоть и не для взрослых пишет, но рекомендации у нее очень дельные.
Вот тут ссылка на ее страницу в ВК.

@темы: словолепие

18:59 

Наука рассказа

Scripta manent
Интересное накопал
По клику открывается полная картинка.


@темы: чтиво, словолепие

20:57 

Полезное в копилку. Приложения и сервисы.

Scripta manent
1) Онлайн-сервис "Свежий взгляд"
Цель сервиса: найти в тексте расположенные рядом фонетически и морфологически сходные слова, параллелизм которых никак не обоснован (парони­мия, или «нечаянная тавтология»).

2) Программа yWriter (работает под виндой)
Программа рассматривает находящуюся в процессе написания книгу, как вещь, состоящую из отдельных сцен. Также поддерживается база персонажей, мест действия, предметов. Для каждой сцены можно задать (в пункте «Детали») цель данной сцены, её рейтинг по параметрам «Соответствие», «Драматизм», «Юмор», «Качество» и статус её готовности.
В меню есть поддержка русского языка.
— Быстрая ориентация в тексте.
— Простота изменения порядка сцен и глав.
— Автосохранение всех вариантов текста в подпапках, возможность возврата к старому варианту.
— Контроль ежедневной производительности и процент выполнения запланированного.
— База данных персонажей, мест действия и предметов (с поддержкой изображений).
— Индикация частоты использованных слов, поиск слов-паразитов.
— Возможность контролировать напряженность и готовность сцен
Сайт программы, где ее можно скачать совершенно бесплатно - здесь.

@темы: словолепие, эх, хорошо с тобой, машенька

21:07 

10 советов желающим писать про секс

Scripta manent
Стащил с портала litkniga.ru

Если вы можете не писать про секс - не пишите.

Поверьте, с точки зрения сюжета секс описания секса, за редкими исключениями, большой роли не играют.
Если герой и героиня вошли в спальню, а потом вышли из спальни, ваш читатель вряд ли подумает, что они там эграли в "Эрудит". Он догадается, что у них был СЕКС.
Даже если вы не упомянете слово СЕКС, он все равно решит, что у ваших героев был СЕКС. Хуже того, - даже если они оба будут настаивать, что никакого СЕКСА у них не было, читатель все равно ни на секунду не усомнится, что у них был СЕКС. СЕКС! СЕКС! СЕКС!

Ну а теперь десять советов на случай, если про секс все-таки очень хочется написать.

@темы: словолепие, петросня

21:24 

Конкретные рекомендации-2

Scripta manent
Конкретнее, пожалуй, некуда. Эклектика из разных источников.
Список, конечно, далеко не полный, но содержит те вещи, которые я могу просто забыть.

1. Не начинайте книгу с описания погоды

2. Откажитесь от эпиграфов и прологов

3. В диалогах используйте только "сказал", "сказала" и тд. (Меня этот пункт больше всего смущает)

4. Избегайте наречий, особенно корректирующих глагол "сказал"

5. Не злоупотребляйте восклицательными знаками и многоточиями

6. Никогда не используйте слова "неожиданно" и "вдруг" (Интересно, а "внезапно" к этому относится? :))

7. Будьте осторожны с использованием жаргона, диалектов и местных наречий

8. Избегайте детальных описаний персонажей ("белье ради белья"), не углубляйтесь в подробности, описывая место действия и обстановку

9. Следите за пассивным залогом

10. Удаляйте излишние уточнения ("Она утвердительно кивнула своей головой" -> "Она кивнула")

@темы: словолепие

10:22 

Чак Паланик о словах-паразитах

Scripta manent
Мысль абстрактна. Знание и вера нематериальны. Ваша история будет сильнее, если вы покажете только физические действия и материально воплотите отличительные черты ваших героев, а читателю самому позволите думать и знать. А также любить и ненавидеть.

Не сообщайте читателю: «Лиза ненавидит Тома».

Вместо этого дайте конкретный пример, как адвокат на суде, деталь к детали. Представьте доказательства. Например: «Во время переклички, в тот момент, когда учитель назвал имя Тома, а он еще не успел ответить: «Здесь», Лиза громко прошептала: «Подтертая задница»».


Полный текст: www.cinemotionlab.com/novosti/02649-chak_palani...

@темы: словолепие, чтиво

20:27 

Мои университеты

Scripta manent
Прочитал много разного о писательском мастерстве за последний год, систематизирую, что показалось наиболее толковым, а заодно и список бесполезных, "пустых" книг подобрал.

1. Первичная мотивация.
Для тех, кто давно задумывался "а не начать ли мне писать" и все как-то не находил время/вдохновение/уверенность/и тд, чтобы все-таки начать.
Эти книги позволяют поверить в себя, разработать свою творческую жилу и вдохновить на начало:
- Джулия Кэмерон "Путь художника": 12-недельный тренинг
- Джулия Кэмерон "Право писать": примерно то же, что и "путь художника", но уже с конкретикой для тех, кто хочет реализоваться именно как автор текстов
- Юрген Вольф "Литературный мастер-класс": как творили великие и наши современники (в том числе и трудности, с которыми они сталкивались в самом начале)

2. Конкретные приемы и работа с разными жанрами
В эту категорию я подобрал работы, в которых концентрация полезных советов просто зашкаливает.
- Юрген Вольф "Школа литературного мастерства": полезная конкретика по построению сюжета, проработке персонажей, подбору материала и тд
- Александр Гордон Смит "52 способа написать бестселлер": полезно тем, что даются конкретные советы, причем не только по работе с художественными текстами, но и поэзией и нон-фикшеном
- Роберт Макки "История на миллион долларов": больше теория сценарного искусства, но помогает выстроить в голове основы работы с логическими отрывками - сценами, актами, частями и тд
- Интернет-ресурсы, посвященные определенным методикам и (самое важное!) жанрам:
litkniga.ru/ (самый полезный)
school-of-inspiration.ru/ (тут больше про советы авторам, которые хотят уже опубликовать книгу: через издателя или самостоятельно)

3. Борьба с "писательским блоком", отсутствием вдохновения и прокрустинацией
С недостатком мотивации уже в процессе работы над текстом сталкиваются очень многие авторы. И советы в стиле "Как мотивировать себя что-то делать? - Никак! Сидите и дальше в жопе!" - это не советы. Рекомендую тем, кто испытывает такие проблемы, но все-таки не хочет "сидеть в жопе".
- Мередит Маран "Зачем мы пишем": 20 умеренно популярных в США современных авторов (которых вы, скорее всего, узнаете разве что через экранизации их произведений) делятся своими реальными историями о том, что сподвигло их писать, что помогает им двигаться дальше, в каких условиях они работают, какие темы выбирают и тд. Позволяет не только понять, но и прочувствовать на уровне базальных ядер, что универсальных советов нет и каждый пишет по-своему. Но чей-то стиль наверняка будет близок вашему - тут советы-то и пригодятся.
- Хиллари Реттиг "Писать профессионально": на самом деле называется в оригинале "7 способов борьбы с творческой прокрустинацией". Очень вдохновляет + помогает избавиться от давних комплексов и "прочистить дымоход". Полезна также студентам и аспирантам, зависших в написании дипломных и кандидатских работ!

Что показалось бесполезным:
Сюда я отнес книги, которые купил в силу любопытства и дочитал в силу принципа. Они могут представлять художественную ценность, но полезных советов там почти нет.
Концентрация пользы в них крайне мала.
- Юрий Никитин "Как стать писателем". Книга отлично показывает, какие же самовлюбленные мудаки порой эти известные авторы. Полезных советов на всю книгу ровно два, и их можно совершенно бесплатно и без траты времени найти на ресурсе litkniga.ru (наряду еще с кучей других приемов, которые у Никитина даже не упомянуты).
- Рэй Брэдбери "Дзен в написании книг". Книга может быть интересна разве что поклонникам Брэдбери. Толковых советов там нет. Есть совершенно базовые, которые есть в любой из перечисленных мной выше полезных книг.
- Стивен Кинг "Как писать книги". Ровно то же самое. Кинг просто рассказывает свою биографию. Совершенно не факт, что вам подойдет его стиль работы. Чтобы ознакомиться с разными подходами, можно прочитать на одном дыхании ту же Маран (см.п.3). Тратить время на одного Кинга - только если вы фанат. Я, например, нет.
- Энн Ламотт "Птица за птицей". Книга об алкоголичке, угнетаемой с самого детства. Советов нет вообще. Только похвальба, как она такая молодец заменила алкоголь творчеством. Ну, молодец, да. Но исповедь алкоголички не поможет вам развить писательские навыки, к сожалению.
- Алекс Корнелл "Опять творческий кризис?". Набор страниц (на каждой - по 1-2 абзацу текста), похоже немного на "Подслушано". Совершенно капитанские советы. Пустая трата времени и денег.
- Джеймс Н. Фрэй "Как написать гениальный роман". Эту книгу можно читать, когда за плечами хотя бы одна прочитанная книга Юргена Вольфа. Советы дельные, конечно, есть (но эти советы вы найдете и у Вольфа, например, и у Смита), но при этом еще получите отличную антимотивацию на тему "писать книги - рабский труд", "неопубликованный автор - вообще не автор, а никто" и тд. Мне кажется, это скорее отвратит начинающего автора от написания чего-либо, чем поможет ему реализовать задуманное.

@темы: чтиво, словолепие

12:55 

Тенденция в литература и кинематографе 2016

Scripta manent
Нашел в статье с Афиши на тенденции 2016 года, есть интересное про литературу, вернее даже - про "нарратив". Рубрика, что называется, "хозяйке на заметку":

- эпизодичность восприятия читателем текста и как следствие эпизодичность изложения этого самого текста (мыслим фильмами или сериалами) => подход а-ля Макки становится актуальнее

- life is stranger than fiction: жизнь (отдельных людей/сообществ) зачастую интереснее вымысла, биографические, документальные, псевдобиографические и mocumentary ("квазидокументальные") работы набирают популярность, начинается все с запада, скоро и до нас доберется.

Примеры mocumentary: Ведьма из Блэр, Паранормальное явление, Монстро
Пример псевдобиографического: фильмы Гая Ричи, оба сезона сериала "Фарго"

А вот под катом уже подробнее:
Начнется новая эра документалистики.... читать дальше

Полная версия статьи о прекрасном и ужасном наступающем 2016 - вот тут:
daily.afisha.ru/brain/55-30-yavlenij-kotorye-iz...

@темы: словолепие, чтиво

Буквы перышком лепить

главная